МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 67 «ПОЛЯНОЧКА»
ГОРОДА КАЛУГИ
«Принят»
Педагогическим советом
Протокол от 31.08 2023 № 1
«Утвержден»
Приказом МБДОУ № 67
«Поляночка» г. Калуги
от 31.08.2023 № 131-В/01-01
Рабочая программа
индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда
на 2023-2024 учебный год
Составлена на основе ОП ДО МБДОУ №67 «Поляночка» г. Калуги
составила
учитель-логопед
Бабаянц Е.М.
первая категория
2023 г.
Пояснительная записка
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех
звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения
касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества
дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционнообразовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с фонетическим
нарушением речи, фонетико- фонематическим нарушением речи.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41,
ст. 6959)
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №
874
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями - Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027 г.
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
- Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
- Уставом учреждения, программой воспитания МБДОУ № 67 «Поляночка» г. Калуги.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и
средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи
детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В основе создания этой программы лежат современные коррекционно-развивающие программы
Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными
письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа
логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей”
Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего
недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно развивающей
работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации
образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является
подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой
стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и
подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую
полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие
фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что
обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического
развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения
чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В МБДОУ № 67 «Поляночка» г. Калуга осуществляется индивидуальная коррекция нарушений
речи. В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад № 67 «Поляночка»
реализуется программа “Детство», которая не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их
физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным
материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного
преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации
коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть
адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Рабочая программа разработана в соответствии с СанПин, продолжительность занятий 6-го года
жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза,
автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать
связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и
специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может
меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими речевое заключение ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р.
6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель. 18 занятий-2 занятия в неделю, 7 час.30
мин.
II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю,
10 час.
III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю, 10 час.
- звукопроизношение + связная речь
Всего 66 занятий в год, 27 час.30 мин.
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими речевое заключение ФН, ФФН , ОНР-III-IV ур.р.
7 года жизни разделено на 3 периода обучения
I период – сентябрь-октябрь 7 недель 13 занятий-2 занятия в неделю, 6 ч 30 мин.
II период –ноябрь-февраль. 16 недель,32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 час.
III период-март-май 11,5 недель 23 занятия-2 занятия в неделю,11 час.30 мин.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 68 занятий в год 34 час.
С 1 июня– повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий
объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени
выраженности речевые нарушения, по 2-5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30
минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН– 9 месяцев
ОНР-III-IV ур.р. – 1год
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности
речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей,
продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.
Заключение
Данная программа доступна к применению в условиях реализации индивидуальных коррекционных
занятий с учителем -логопедом. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная
фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового
анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется
связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается
главная цель данной программы.
Учебно – тематическое планирование
Название
Формирование
звукопроизношения
Обучение
связной речи
ФН, ФФН, ОНР-III у детей
ФН, ФФН, ОНР-III у детей
6-го года жизни
7-го года жизни
Всего
занятий в
год
подгрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия
Всего
занятий
в год
индивидуальные
занятия
132
66
66
136
68
68
116
50
66
103
35
68
16
16
15
15
18
18
45ч. 35м.
34 час.
Подготовка к
обучению
грамоте
Количество
часов
подгрупповые
занятия
38ч. 30м.
27ч. 30м.
11час.
11ч. 35м.
Методическое обеспечение
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении
магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства
обучения.
Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:
“Путешествие в Звукоград”, “Звуки заблудились”, “Буратино в стране знаний”, “Телеграф”,
“Перевёртыши”, “Словесный сад”, “Слоговые шары” и др.
лексические игры и дидактические игры: “Путешествие солнечного лучика”, “Помоги
Незнайке исправить ошибки”, “Телефон”, “В гостях у Федоры”, “Цветик-семицветик”, “В
стране волшебника Гудвина”, “Фантазёры” и др.
Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников неоднородна. В 2023-2024 учебном году на
коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми
диагнозами:
ОНР II уровня
обусловленное
лёгкой степенью
псевдобульбарной
дизартрии
0
НВ ОНР III
уровня
обусловленное
лёгкой степенью
псевдобульбарной
дизартрии
ФФНР
ФНР
обусловленное
лёгкой степенью
псевдобульбарной
дизартрии
обусловленное
лёгкой степенью
псевдобульбарной
дизартрии
0
5
19
ФФНР
обусловленное
артикуляторнофонетической
дислалией
20
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,
и ОНР III уровнем речевого развития
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся
тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является
пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов
восприятия звуков речи.
К ОНР отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная
выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень
дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс
фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III (у. р. р.) строится
с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие
органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и
другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР III (у. р. р.), обусловленной
различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить
степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные
требования данного возраста.
Направления коррекционно-развивающей работы:
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту
форм звукового анализа и синтеза;
развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в
предложении;
обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования,
к эмоционально-оценочному значению слов;
воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение;
употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой
коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой
стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед
имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над
качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого
звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и
обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к
усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих
занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от
динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных, подгрупповых занятий является то,
что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического
материала .
Содержание логопедической работы по преодолению
ФНР и ФФНР, ОНР-III ур.р. у детей 6-го года жизни.
Звуковая сторона речи
Период
Основное содержание работы
Произношение3
I
Сентябрь,
октябрь,
первая
половина
ноября
Выработка
дифференцированных
движений органов
артикуляционного аппарата.
Фонематическое восприятие
Развитие способности
узнавать и различать
неречевые звуки.
Развитие способности
Развитие речевого дыхания. узнавать и различать звуки
Уточнение правильного
речи по высоте и силе голоса.
произношения сохранных
Дифференциация речевых и
звуков: гласные — [а], [у],
неречевых звуков. Развитие
[и], [о], [э], [ы], согласные — слухового внимания к
[м] — [м’], [н] — [н’], [п] — звуковой оболочке слова,
[п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
слуховой памяти.
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] —
[г’] и т. д. Произнесение
ряда гласных на твердой и
мягкой атаке, с различной
силой голоса и интонацией:
Различение слогов,
состоящих из правильно
произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом
и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за
счет изменения одного звука.
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение
звуко-слоговых рядов с
различной интонацией,
силой голоса, ударением;
воспроизведение
ритмических рисунков,
предъявленных логопедом;
произнесение различных
сочетаний из прямых,
обратных и закрытых
слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие
навыков употребления в
речи восклицательной,
вопросительной и
повествовательной
интонации.
Развитие речи
Различение интонационных
средств выразительности в
чужой речи.
Различение односложных и
многосложных слов.
Выделение звука из ряда
других звуков.
Закрепление навыка
употребления
категории
множественного числа
существительных.
Закрепление навыка
употребления формы
родительного падежа с
предлогом у.
Согласование
притяжательных
местоимений мой, моя,
моё с
существительными
мужского, женского,
среднего рода.
Закрепление навыка
употребления
категории числа и лица
глаголов настоящего
времени. Закрепление
навыка употребления в
самостоятельной речи
категорий прошедшего
времени глаголов
множественного числа.
Составление
предложений по
демонстрации
Выделение ударного гласного действий. Объединение
этих предложений в
в начале слова, выделение
короткий текст.
последнего согласного звука
в слове. Выделение среднего
звука в односложном слове.
Практическое усвоение
понятий “гласный —
согласный” звук.
Постановка отсутствующих
в речи звуков (в
соответствии с
индивидуальными
особенностями речи детей).
Автоматизация
поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в
ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый
звук находится в безударном
слоге.
II
Вторая
половина
ноября —
первая
половина
февраля
Продолжение работы над
развитием подвижности
органов артикуляционного
аппарата. Постановка
отсутствующих звуков: [л],
[л’], [р], [р’].
Определение наличия звука в
слове.
Автоматизация ранее
поставленных звуков в
предложениях и коротких
текстах (см. развитие речи).
• дифференцируемые звуки;
Автоматизация
произношения вновь
поставленных звуков:
На этом же материале:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в
ударном слоге);
• в обратных слогах;
Распределение предметных
картинок, названия которых
включают:
• определенный заданный
звук.
• определение места звука в
слове;
• выделение гласных звуков в
положении после согласного
в слоге;
• осуществление анализа и
синтеза прямого слога;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• выделение согласного звука
в начале слова;
• в словах, где изучаемый
• выделение гласного звука в
звук находится в безударном конце слова.
слоге.
Практическое знакомство с
Дифференциация на слух
понятиями “твердый —
сохранных звуков (с
мягкий звук” и “глухой —
проговариванием),
звонкий”.
различающихся:
Формирование умения
Закрепление в
самостоятельной речи
навыка:
• согласования
прилагательных с
существительными в
роде, числе, падеже и
образования
относительных
прилагательных;
• согласования
порядковых
числительных с
существительными.
Закрепление умения:
• подбирать
однокоренные слова;
• образовывать
сложные слова;
• составлять
предложения по
демонстрации
действий, картине,
вопросам;
• распространять
предложения за счет
введения однородных
подлежащих,
сказуемых,
дополнений,
• по твердости — мягкости
[м] — [м’], [н] — [н’], [п] —
[п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] —
[в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] —
[д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух
согласных;
• в словах и фразах.
различать и оценивать
правильные эталоны
произношения в чужой и
собственной речи.
Различение слов, близких по
звуковому составу;
определение количества
слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух
сохранных звуков (без
проговаривания):
• по твердости — мягкости
([м] — [м’], [н] — [н’], [п] —
[п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] —
[в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);
определений;
• составлять
предложения по
опорным словам;
• составлять
предложения по
картине, серии картин,
пересказывать тексты,
насыщенные
изучаемыми звуками;
• заучивать
стихотворения,
насыщенные
изучаемыми звуками.
Закрепление знаний и
умений, полученных
ранее, на новом
словесном материале.
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух
согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с
определенным словом;
• анализ двусловного
предложения;
• анализ предложения с
постепенным увеличением
количества слов.
III
Вторая
половина
февраля —
май
Автоматизация
поставленных звуков в
собственной речи.
Дифференциация звуков по
месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
Составление схемы слова с
выделением ударного слога.
Выбор слова к
соответствующей
графической схеме.
Выбор графической схемы к
соответствующему слову.
• [р] — [л];
• в прямых и обратных
Преобразование слов за счет
замены одного звука или
Активизация
приобретенных
навыков в специально
организованных
речевых ситуациях;
в коллективных формах
общения детей между
собой.
Развитие детской
самостоятельности при
оречевлении
слогах;
слога.
• в слогах со стечением трех
согласных;
Подбор слова с заданным
количеством звуков.
• в словах и фразах;
Определение
последовательности звуков в
слове (спеллинг).
• в стихах и коротких
текстах;
• закрепление умений,
полученных ранее, на новом
речевом материале.
предметнопрактической
деятельности с
соблюдением
фонетической
правильности речи.
Определение порядка
следования звуков в слове.
Определение количества и
порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих
перед или после
определенного звука.
Составление слов из заданной
последовательности звуков.
Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных
грамматических форм речи.
Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Содержание логопедической работы по преодолению
ФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни.
Период
Произношение
Развитие речи
1. Воспитание
направленности внимания к
изучению грамматических
Сентябрь,
форм слов за счет сравнения
октябрь 1. Постановка и
и сопоставления:
первоначальное
закрепление звуков [к], [к’], существительных
[х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], единственного и
множественного числа с
[з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р],
окончаниями и, ы, а (куски,
[р’] и др. В соответствии с
индивидуальными планами кусты, кружки, письма);
различных окончаний
занятий.
существительных
множественного числа,
2. Преодоление
личных окончаний
затруднений в
произношении сложных по существительных
структуре слов, состоящих множественного числа
родительного падежа (много
из правильно
кусков, оленей, стульев,
произносимых звуков.
лент, окон и т. д.).
3. Формирование
грамматически правильной Согласование глаголов
единственного и
речи.
множественного числа
4. Звуковой анализ и синтез настоящего времени с
существительными (залаяла
слогов и слов, чтение,
собака, залаяли ... собаки);
письмо в случае
сравнение личных
индивидуальных
окончаний глаголов
затруднений.
настоящего времени в
единственном и
Фронтальные занятия
множественном числе (поет
1. Закрепление правильного Валя, поют ... дети);
привлечение внимания к
произношения звуков [у],
[а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], родовой принадлежности
предметов (мой ... стакан,
[к], [к’], [м], [м’], [л’], [о],
моя ... сумка).
[х], [х’], [j], [ы], [с].
I
Индивидуальные и
подгрупповые занятия
2. Различение звуков на
слух: гласных — ([у], [а],
[и], [э], [о], [ы]),
согласных — [п], [т], [м],
[к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’],
2. Словарная работа.
Привлечение внимания к
образованию слов способом
присоединения приставки
(наливает, поливает,
Формирование
элементарных навыков
письма и чтения
1. Анализ звукового состава
правильно произносимых
слов (в связи с
формированием навыков
произношения и развития
фонематического
восприятия). Выделение
начального гласного из
слов (Аня, ива, утка),
последовательное
называние гласных из ряда
двух — трех гласных (аи,
уиа).
Анализ и синтез обратных
слогов, например “am”,
“ит”; выделение
последнего согласного из
слов (“мак”, “кот”).
Выделение
слогообразующего гласного
в позиции после согласного
из слов, например: “ком”,
“кнут”. Выделение
первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов
(“та”, “ми”) и слов: “суп”,
“кит” (все упражнения по
усвоению навыков
звукового анализа и синтеза
проводятся в игровой
форме).
2. Формирование навыка
слогового чтения.
Последовательное
знакомство с буквами у, а,
и, п, т, м, к, о, ы, с на
основе четкого правильного
произношения твердых и
мягких звуков, постепенно
[j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’],
[ц]
в различных звукослоговых структурах и
словах без проговаривания.
3. Дифференциация
правильно произносимых
звуков: [к] — [х], [л’] — [j],
[ы] — [и].
выливает...); способом
присоединения суффиксов
(мех — меховой — меховая,
лимон — лимонный —
лимонная); способом
словосложения (пылесос,
сенокос, снегопад); к словам
с уменьшительноласкательным значением
(пенек, лесок, колесико).
3. Предложение, связная
4. Усвоение слов различной речь.
звуко-слоговой сложности
(преимущественно двух- и Привлечение внимания к
составу простого
трехсложных)
распространенного
предложения с прямым
в связи с закреплением
правильного произношения дополнением (Валя читает
книгу); выделение слов из
звуков.
предложений с помощью
вопросов:
Усвоение доступных
ритмических моделей слов:
кто? что делает? делает что?;
тá—та, та—тá, тá—
составление предложений из
та—та, та—тá—та.
слов, данных полностью или
Определение ритмических частично в начальной
форме; воспитание навыка
моделей слов: вата—
отвечать кратким (одним
тáта, вода—татá и т. п.
словом) и полным ответом
на вопросы.
Соотнесение слова с
заданной ритмической
Составление простых
моделью.
распространенных
предложений с
использованием предлогов
на, у, в, под, над, с, со по
картинкам, по демонстрации
действий, по вопросам.
отрабатываемых в
соответствии с программой
по формированию
произношения.
Выкладывание из цветных
фишек и букв, чтение и
письмо обратных слогов:
“am”, “ит”.
Выкладывание из фишек и
букв, а также слитное
чтение прямых слогов:
“та”, “му”, “ми”, “си” с
ориентировкой на гласную
букву.
Преобразовывание слогов и
их письмо.
Выкладывание из букв
разрезной азбуки и чтение
слов, например: “сом”,
“кит”.
Постепенное усвоение
терминов “звук”, “буква”,
“слово”, “слог”, “гласный
звук”, “согласный звук”,
“твердый звук”, “мягкий
звук”.
Объединение нескольких
предложений в небольшой
рассказ.
Заучивание текстов
наизусть.
II
Ноябрь,
декабрь,
январь,
февраль
Индивидуальные и
подгрупповые занятия
1. Постановка и
первоначальное
закрепление звуков: [т], [б],
[б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш],
1. Развитие внимания к
изменению грамматических
форм слов в зависимости от
рода, числа, падежа, времени
действия
1. Звуковой анализ слов
Деление слов на слоги,
составление слоговой
схемы односложных и
двухсложных слов. ЗвукоУсвоение наиболее сложных слоговой анализ слов,
[ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш]
в соответствии с
индивидуальными планами
и планами фронтальных
занятий.
форм множественного числа
существительных (пальто,
торты, крылья...).
Усвоение форм
множественного числа
2. Преодоление
родительного падежа
затруднений в
существительных (много —
произношении трудных по яблок, платьев).
структуре слов, состоящих Привлечение внимания к
из правильно
падежным окончаниям
произносимых звуков
существительных (В лесу
(строительство,
жила белка. Дети
любовались ... белкой. Дети
космонавт и др.).
кормили ... белку); к
согласованию
3. Формирование связной,
грамматически правильной прилагательных с
существительными
речи с учетом
мужского и женского рода в
индивидуальных
единственном и
особенностей детей.
множественном числе
(большой ... мишка, большая
Фронтальные занятия
... кошка, большие ...
1. Закрепление правильного кубики);к согласованию
прилагательных с
произношения звуков: [с]
(продолжение), [с’], [з], [з’], существительными среднего
рода и сопоставлению
[б], [б’], [д], [д’], [г], [г’],
окончаний прилагательных
[ш], [л], [ж], [р], [р’].
мужского, женского и
среднего рода в
2. Различение звуков на
единственном и
слух: [с] — [с’], [з] — [з’],
множественном числе (ой ...
[з] — [з’] — [с] — [с’], [б]
— [б’] — [п] — [п’], [д] — голубой платок; ая... голубая
лента; ое ... голубое платье;
[д’],
ые ... голубые полотенца).
[д] — [д’] — [т] — [т’] —
Употребление сочетаний
[г] — [г’], [г] — [г’] —
прилагательных с
[к] — [к’] — [д] — [д’],
существительными
[ш] — [с] — [ж] — [щ],
[л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] единственного и
множественного числа в
— [з] — [ш] (без
составе предложения в
проговаривания).
разных падежах (В зале
много... светлых ламп. Дети
3. Дифференциация
кормили морковкой... белого
правильно произносимых
кролика. Дети давали корм...
звуков: [с] — [с’], [з] —
белым кроликам...).
[з’], [б] — [п], [д] — [т],
Воспитание умения в
[г] — [к], [с] — [ш], [ж] —
[з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — простых случаях сочетать
[з] — [ж], [р] — [р’], [л] — числительные с
существительными в роде,
[л’].
числе, падеже (Куклам
4. Усвоение слов сложного сшили... два платья... пять
платьев, две рубашки... пять
таких, как косы, сани, суп,
утка. Составление схемы
слов из полосок и фишек.
Звуки гласные и согласные;
твердые и мягкие.
Качественная
характеристика звуков.
Усвоение слогообразующей
роли гласных (в каждом
слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в
слове ударный гласный.
Развитие умения подбирать
слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать
слова к данной модели
(первый звук твердый
согласный, второй —
гласный, третий — мягкий
согласный, четвертый —
гласный и т. п.).
2. Формирование
начальных навыков чтения
(работа с разрезной
азбукой) Последовательное
усвоение букв б, в, д, э, г,
ш, е, л, ж, ё, р, и.
Составление слов из букв
разрезной азбуки, из
данных слогов, дополнение
слов недостающими
буквами (по следам устного
анализа). Преобразование
слов (суп — сук, Тата —
Ната) за счет замены
одной буквы. Усвоение
буквенного состава слов,
например: “Таня”, “Яма”.
3. Письмо букв и слов.
Усвоение следующих
навыков: слова пишутся
раздельно, имена людей и
клички животных пишутся
с заглавной буквы.
Обучение чтению
слогового состава
(тротуар, перекресток,
экскаватор и др.) в связи с
закреплением правильного
произношения
перечисленных звуков.
5. Анализ и синтез
звукового состава слов,
усвоенной звуко-слоговой
структуры.
рубашек).
предложений и текстов.
Сравнение и сопоставление
глаголов настоящего,
прошедшего и будущего
времени (катаю — катал —
буду катать); глаголов
совершенного и
несовершенного вида
(красит — выкрасил).
4. Звуки и буквы
2. Словарная работа.
5. Слово
Привлечение внимания к
образованию слов (на новом
лексическом материале)
способом присоединения
приставки (прибыл,
приклеил, прибежал,
приполз, прискакал; уехал,
приехал, подъехал, заехал);
способом присоединения
суффиксов — образование
относительных
прилагательных
(деревянный, ая, ое, ые;
пластмассовый, ая, ое, ые),за
счет словосложения
(трехколесный,
первоклассник).
Звуко-слоговой анализ слов
(например: “вагон”,
“бумага”, “кошка”,
“плот”, “краска”,
“красный” и некоторых
более сложных,
произношение которых не
расходится с написанием).
Выкладывание слов из
букв, выделение из слов
ударного гласного.
Определение различий и
качественных
характеристик звуков:
“гласный — согласный”,
“твердый — мягкий”,
“звонкий — глухой”.
Выкладывание слов из букв
разрезной азбуки после
анализа и без
предварительного анализа;
преобразование слов за счет
замены или добавления
Формирование умения
букв (мышка — мушка —
употреблять образованные
мишка...; стол — столик и
слова в составе предложений др.); добавление в слова
в различных падежных
пропущенных букв (ми-ка).
формах (У меня нет ...
стеклянной вазы. Я катался Закрепление навыка
на ... трехколесном
подбора слов к звуковым
велосипеде. Грузовик
схемам или по модели.
подъехал к
Усвоение буквенного
заводу).Привлечение
состава слов (например:
внимания к глаголам с
“ветка, “ели”, “котенок”,
чередованием согласных
“ёлка”). Заполнение схем,
(стричь, стригу,
обозначающих буквенный
стрижет...). Образование
состав слова
уменьшительно(занимательная форма
ласкательной формы
подачи материала в виде:
существительных и
кроссвордов, шарад,
прилагательных (У лисы
загадок), выполнение
длинный пушистый хвост. У упражнений.
зайчика коротенький
пушистый хвостик).
6. Предложение
Формирование умения
делить на слова
Привлечение внимания к
предложения простой
конструкции без предлогов
порядку слов и изменению
и с предлогами.
форм слов в составе
простого распространенного Формирование умения
составлять из букв
предложения.
разрезной азбуки
предложения из 3—4 слов
Составление предложений
после устного анализа и без
без предлогов и с
предлогами на, под, над, к, у, предварительного анализа.
от, с (со), из, в, по, между,
за, перед, из слов в
7. Чтение
начальной форме (скамейка,
под, спать, собака — Под
Усвоение слогового чтения
слов заданной сложности и
скамейкой спит собака...).
отдельных более сложных
(после анализа) с
Составление предложений
из “живых слов” (которые
правильным произнесением
всех звуков, в меру
изображают дети) и
громким, отчетливым
распространение
произнесением слов.
предложений с помощью
Чтение предложений.
вопросов (Миша вешает
Формирование умения
шубу — Миша вешает в
выполнять различные
шкаф меховую
задания по дополнению
шубу).Составление
предложений
предложений с
использованием заданных
недостающими словами
словосочетаний (серенькую
(ежик сидит ... елкой).
белочку — Дети видели в
лесу серенькую белочку...;
Правильное четкое
серенькой белочке — Дети
слоговое чтение небольших
дали орешков серенькой
легких текстов.
белочке...). Добавление в
предложение пропущенных Соблюдение при чтении
предлогов: кусты сирени
пауз на точках.
посадили ... (перед,
Формирование умения
за)домом; елочка росла ... (у, осмысленно отвечать на
около, возле)дома.
вопросы по прочитанному.
Закрепление навыков
составления полного ответа Пересказ прочитанного.
на поставленный вопрос.
Закрепление навыка
контроля за правильностью
и отчетливостью своей
4. Связная речь
речи.
Составление детьми
предложений по результатам 8. Правописание
выполнения словесной
инструкции (надо встать со Закрепление умения
стула, выйти из-за стола,
различать ударные и
подойти к большому столу, безударные гласные.
взять зеленую грузовую
машину и поставить ее на
Привлечение внимания
3. Предложения
среднюю полку шкафа).
Развитие умения составить
рассказ из предложений,
данных в задуманной
последовательности.
Развитие умения
пересказывать тексты.
Заучивание наизусть
прозаических и
стихотворных текстов,
скороговорок.
детей к проверке
безударной гласной путем
изменения слов (коза —
козы).
Формирование умения
проверять (в простейших
случаях) звонкие и глухие
согласные в конце слов за
счет изменения слов (зуб —
зубы, мороз — морозы) и с
помощью родственных
слов (дуб — дубок).
Привлечение внимания
детей к некоторым словам,
правописание которых не
проверяется правилами.
Простейшие случаи
переноса слов.
Формирование умения
выкладывать и писать слова
с сочетаниями “ши”, “жи”.
Усвоение правил написания
слов и предложений: буквы
в слове пишутся рядом,
слова в предложении
пишутся отдельно, в конце
предложения ставится
точка, начало предложения,
имена людей, клички
животных, названия
городов пишутся с
заглавной буквы.
Самостоятельное письмо
отдельных слов и
предложений доступной
сложности после устного
анализа.
III
Индивидуальные и
подгрупповые занятия
март,
апрель,
Окончательное
май, июнь исправление всех
недостатков речи в
соответствии с
индивидуальными
особенностями детей.
Фронтальные занятия
1. Развитие внимания к
изменению грамматических
форм слова в зависимости от
рода, числа, падежа, времени
действия
Закрепление полученных
ранее навыков.
2. Словарная работа
Закрепление (на новом
лексическом материале)
1. Звуки и буквы
Дальнейшее развитие
навыков различения звуков.
Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ,
ъ (24—31 неделя обучения).
Закрепление и дальнейшее
развитие навыка
использования при письме
ранее пройденных букв е, ё
и усвоение букв ю, я.
Усвоение буквы ь (как
1) Закрепление правильного
произношения [ц], [ч], [щ] и
всех ранее пройденных
звуков.
2) Различение на слух:
[ч] — [т’] — [с’] — [щ],
[ц] — [т’] — [с], [щ] —
[ч] — [с’] — [ш].
3) Дифференциация
правильно произносимых
звуков: [ч] — [т’], [ч] —
[с’], [ц] — [с], [щ] — [ш],
[щ] — [ч], [щ] — [с’].
полученных навыков
образования слов за счет
присоединения приставки
или суффикса, за счет
словосложения. Образование
существительных,
обозначающих лица по их
деятельности, профессии
(учитель, учительница,
ученик; футбол,
футболист).
знака мягкости) на базе
отчетливого произнесения
и сравнения твердых и
мягких звуков. Усвоение
букв ь, ъ (разделительный ь
и ъ знак) на основе
отчетливого произношения
и сравнения на слух
сочетаний, например: лялья.
2. Слово
Формирование умения
использовать образованные
слова в составе
предложений.
4) Усвоение многосложных
слов в связи с закреплением Развитие умения подбирать
правильного произношения родственные слова (снег,
снежок, снеговик,
всех звуков речи
Снегурочка, снежный...).
(учительница, часовщик,
Образование
электрический),
уменьшительноупотребление их в
ласкательной формы
самостоятельной речи.
существительных и
прилагательных (на
5) Анализ слов сложного
усложненном лексическом
звуко-слогового состава.
материале).
Закрепление навыка звукослогового анализа слов
различной сложности,
произношение которых не
расходится с написанием.
Подбор слов по схемам и
моделям.
Проведение в
занимательной форме
упражнений в определении
звукового состава слов.
Усвоение буквенного
состава слов различной
сложности.
Привлечение внимания к
многозначности слов (иголка Дальнейшее усвоение
для шитья, иголки у ежа,
навыков выкладывания и
иголки у елки).
письма слов с буквами я, е,
ё, й.
3. Предложения
Развитие умения
Закрепление (на новом
выкладывать и писать слова
лексическом материале)
с буквами ь (как знак
навыков составления и
мягкости), ю.
распространения
предложений. Умение
Умение выкладывать и
пользоваться
писать слова с сочетанием
предложениями с
“ча”, “чу”, “ща”, “щу”.
предлогами “из-под”, “изза”: кот вылез... (из-под)
Проведение в
стола.
занимательной форме
(загадки, кроссворды,
Привлечение внимания
ребусы) постоянно
к предложениям
усложняющихся
с однородными членами
упражнений, направленных
(Дети бегали. Дети прыгали. на определение буквенного
Дети бегали и прыгали).
состава слов.
Составление предложений
по опорным словам,
например: мальчик,
рисовать, краски.
Составление
сложноподчиненных
предложений (по образцу,
данному логопедом) с
союзами “чтобы”, “потому
что”, “если” и др. (Мы
сегодня не пойдем гулять,
потому что идет дождь.
Если завтра ко мне придут
гости, я испеку пирог...); с
относительным
местоимением “который”
(Роме понравился
конструктор. Конструктор
подарил ему брат. Роме
понравился конструктор,
который подарил ему брат).
3. Предложение
Выкладывание из букв
разрезной азбуки
небольших (3—5 слов)
предложений с
предварительным
орфографическим и
звуковым анализом и
самостоятельно. Выделение
в предложении отдельных
слов, написание которых
требует применения правил
(У Маши болит зуб).
4. Чтение
Дальнейшее развитие
навыков чтения.
Правильное слоговое
чтение небольших
рассказов с переходом на
чтение целыми словами.
4. Связная речь Закрепление
всех полученных ранее
навыков. Воспитание умения
использовать при пересказе Закрепление умения давать
сложные предложения.
точные ответы по
прочитанному, ставить
Развитие умения связно и
вопросы к несложному
последовательно
тексту, пересказывать
пересказывать текст,
прочитанные тексты.
пользуясь фонетически и
Заучивание наизусть
грамматически правильной
стихотворений,
выразительной речью.
скороговорок, загадок. В
Формирование навыка
летний период проводится
составления рассказа по
работа по дальнейшему
картинке, по серии картин.
развитию навыка
Заучивание наизусть
определения буквенного
прозаических и
состава слов, различные
стихотворных текстов,
упражнения в
скороговорок.
занимательной форме,
выкладывание из букв
разрезной азбуки и письмо
слов и предложений с
использованием всех
полученных ранее знаний и
навыков, закрепление
навыков описывания,
дальнейшее развитие
навыков чтения,
формирование навыка
сознательного слитного
чтения.
Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”,
“слог”, “предложение” на практическом уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года
определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование
проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные
занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом в
группах общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени
для проведения подгрупповой деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт
индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 раза в неделю с
каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по
характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности
речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с
детьми старшего дошкольного возраста.
1. Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по
развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для
развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем
художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание
программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении
рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление
контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на
занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной
деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителялогопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда:
- звукопроизношение;
Приоритеты воспитателей:
- моторный праксис;
- фонематические процессы;
- психологическая база речи;
- языковой анализ;
- обогащение и активизация словаря;
2. Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки,
активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве,
развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры,
способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на
ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки,
вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды
на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
3. Взаимодействие с родителями (или их законными представителями)
После проведения логопедического обследования, логопед предоставляет родителям (или их
законными представителями) полную и подробную информацию о речевых и неречевых
нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее, учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную
коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент
на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые
занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации,
праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического
материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома, по закреплению изученного на логопедических занятиях
материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование
интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии “духа открытия”;
- удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;
- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Для успешной реализации рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей
среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими
материалами и наглядными пособиями.
ПРИЛОЖЕНИЯ
к рабочей программе
“Коррекция речевых нарушений”
Приложение № 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1.Фамилия, имя_________________________________________
2. Возраст____________
3.Сведения о
родителях_______________________________________________________
4.Заключение ПМПК ______________________________________________________
5. Обследование артикуляционного аппарата: губы______ подвижность языка___
_______________прикус, зубы_________ состояние нёба______
состояние уздечки ___________________саливация___________________________
6. Состояние моторики:
тонкая моторика _________________________________________________________
ведущая рука ____________________________________________________________
7. Ознакомительная беседа с ребёнком.
Как тебя зовут? ___________________ Сколько тебе лет? _______________________
Где ты живёшь? ___________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? ________________________________________________
Кем работает твоя мама? ___________________________________________________
8. Общее звучание речи: темп _____________ голос_____________ внятность _____
9. Звукопроизношение.
Гласные _____________________
Согласные: М, П, Б _______________Н, Д, Т_____________ Г, К, Х _______В, Ф ___
Свистящие С
Шипящие Ш
Сонорные Л
СЬ
Ж
ЛЬ
З
Ч
Р
ЗЬ
РЬ
Ц
Щ
Й
10. Фонематический слух: дифференциация звуков:
В слогах
В словах
Б-П
Т-Д
В-Ф
К-Г-Х
М-Н
бочкапочка
точкадочка
вас-фас
код-год-ход
моль-ноль
11. Фонематический анализ
выделить
первый звук
последний
звук
гласный звук
окна
утка
аист
кот
12. Слоговая структура
повторение ритмического рисунка хлопков:
1-1-1 ___________2-2-2 _____________1-2-1 __________
Произношение слов сложной слоговой структуры.
пуговица
велосипед
канава
пододеяльник библиотека
13. Состояние грамматического строя: _______________________________________
Обр-ие сущ-х мн.ч. _________________________________________________________
мост
окно
утёнок
ведро
стул
ухо
Образ-ие сущ-х мн.ч., Р.п. __________________________________________________
мост
утёнок
стул
окно
ведро
ухо
Употребление предлогов ___________________________________________________
5лет
6лет
на
на
с(со)
с(со)
в
в
из
из
к
к
от
от
под
под
за
за
из-под из-за
14. Состояние словаря: _____________________________________________________
Объяснение значения слов __________________________________________________
5 лет
холодильник
пылесос
6 лет
15.Уровень обобщений _____________________________________________________
5 лет
6 лет
Свитер, платье, шорты, юбка,
колготки
Блюдце, сковорода, ложка,
тарелка
Помидор, морковь, репа, капуста
Яблоко, груша, персик, лимон
Кошка, собака, волк, ёж
Голубь, утка, воробей, ласточка
Шкаф, стол, кресло, диван
Автобус, электричка, трамвай,
самолёт
16. Подбор прилагат-х к сущ-м ______________________________________________
5 лет
6 лет
лимон какой?
платье какое?
лиса какая?
Логопедическое заключение: _______________________________________________
Дата обследования: ________________________________________________________
Подпись учителя-логопеда: _________________________________________________
Дата начала занятий с учителем логопедом: __________________________________
Результативность: _________________________________________________________
Дата окончания занятий: ___________________________________________________
Приложение № 2
Список детей, зачисленных на логопедический пункт МБДОУ № 67 “Поляночка” г.Калуги
№
Ф.И.О. ребёнка
п/п
Дата
Дом.
Логопедич.
рождения
Адрес
Заключение
Примечание
Дата
Подпись логопеда МБДОУ
Подпись заведующей МБДОУ
Приложение № 3
Отчет о работе логопедического пункта
Всего
ОНР III
ОНР
ФФН
ФН
Прочие
Всего
Выпущено с
нормальной речью
С улучшением
Продолжают
занятия
Приложение № 4
Журнал движения воспитанников на логопедическом пункте.
№
Фамилия, имя
ребёнка
Кем выдано
направление
Группа
Предполагаемый
диагноз
Дата
зачисления
Дата
выпуска
Примеч.
1
2
3
4
5
6
7
8
Приложение № 5
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Планирование
индивидуальной логопедической работы(нужное отметить +)
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Логопедический массаж;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно-губные – П, Б, М + мягк.
губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Другие __________________________
автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
словообразование;
словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
расширять предметный словарь;
расширять словарь признаков;
расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
формировать умение составлять рассказ по картинке;
формировать умение составлять рассказ по серии картин;
формировать умение составлять пересказ;
формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Приложение № 6
Список рекомендуемого оборудования и мебели
логопедического кабинета
Настенное зеркало для логопедических занятий;
Зеркала для индивидуальной работы;
Дополнительное освещение у зеркала.
Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические
средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
Шкафы для пособий;
Письменный стол для работы учителя-логопеда;
Столы для занятий с детьми;
Стулья детские.
Литература
1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя
речи.-М.:Просвещение,1978
3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
4.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.
5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002
6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
8.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.С.П.:КАРО,2002
11В.И.Руденко .домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002
12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988
13З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры
слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005
14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ
и Д,2000
15.В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.ГНОМ,2005
16.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007
17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ
Сфера,2009
18.Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ
Сфера,2008
19. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград :
Учитель,2011
20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
21 Е.Л.Ворошилова .Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012
22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопризношения у детей. Речевой материал.Волгоград:Учитель,2001
23.Н.В.Нищева .Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001
24.О.Б.иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
25.А.В.Ястребова.Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной
деятельности.-М.:АРКТИ,2001
26.Т.Ю.Бардышева.учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003
27.Э.М.Курицына.большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005
28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки
логопеда.-М.:Эксмо.2008
30.О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
31.Журнал “Логопед”
32.Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
33.О.В.Жохова.Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:Сфера,2010