Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Читаем сами"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 67«Поляночка» города Калуги
(МБДОУ № 67 г. Калуги)
ПРИНЯТА
педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
Приказом от 31.08.2023 № 131-Б/01-01

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Читаем сами»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

г. Калуга, 2023

Составитель:
Фрайер Л.А., старший воспитатель МБДОУ № 67 «Поляночка» г. Калуги
Информация о проведении внутренней экспертизы:
Короткова Р.Н., заведующий МБДОУ № 67 «Поляночка» г. Калуги 30.08.2023
проверила дополнительную общеразвивающую программу «Читаем сами» социальногуманитарной направленности для детей 5-7 лет и направила на рассмотрение
педагогического совета.

2

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. 1.
1.2.

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации
программы

1.3.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

5

1.4.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы

9

дополнительной

4
5

общеразвивающей

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
11

2.2.
2.3.
3.
4.

Формы педагогической диагностики
Методические материалы
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Материалы педагогического мониторинга

11
12
16

Приложение 2. Перспективный план образовательной деятельности

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Современное общество предъявляет высокие требования к подготовке
дошкольников к обучению в школе. Основанием для разработки данной
общеразвивающей программы послужил социальный запрос родителей, осознающих, что
на современном этапе развития образования интеллектуальная готовность ребенка (в т.ч. и
речевая) является одной из приоритетных для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Однако для того, чтобы обучение в школе
стало новым этапом развития ребенка, необходима организация подготовительной работы
с учетом преемственности дошкольного и начального общего образования.
Педагогическая целесообразность программы «Читаем сами» заключается в том,
что она способствует развитию у детей фонематического слуха, активизации у детей
навыков фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом
слова, формированию навыков языкового анализа и обогащению словарного запаса,
усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Сказанное в совокупности
определяет основные базисные моменты к овладению детьми навыком чтения как частью
процесса речевого развития, являющимся одним из способов получения информации и
возможности ее использовать. Не секрет, что умеющему читать ребенку открывается
доступ к безграничному морю закодированной в буквенных символах информации.
Самостоятельное чтение расширяет возможность познавательного и интеллектуального
развития дошкольника, позволяет пополнять знания, обращаясь к разнообразным
источникам и носителям печатного слова, что чрезвычайно важно в век информатизации,
когда умение ее добывать, становится одной из ключевых личностных компетентностей.
Таким образом, успешность обучения в школе детерминирована готовностью ребенка к
овладению навыком осознанного чтения, который, в свою очередь, определяется
сформированность ее предпосылок.
Особенностью дополнительной общеразвивающей программы является то, в основе
обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на
овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать,
его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает
звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод
предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов —
на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова,
слов в предложения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Читаем сами» разработана на
основе парциальной общеобразовательной программы «От звука к
букве.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как
предпосылки обучения грамоте» Е.В. Колесниковой, пособие Цукановой С. П. «Учим
ребёнка говорить и читать».
Данная дополнительная общеразвивающая программа адресована для детей 57 лет, имеющих следующие документы:
 заявление от родителя (законного представителя);
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно
высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка,
может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К
старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов,
продолжается обогащение лексики.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап
развития речи — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес
простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У
4

детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение
контролировать свою речь.
Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников.
Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные
и шипящие), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности,
регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в
образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа
имен
существительных,
согласование
существительных
с
прилагательными,
словообразование).
Вызывает
затруднение
правильное
построение
сложных
синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в
предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Объем программы – 144 часа. Программа рассчитана на два года обучения. Первый
год обучения: 72 часа в год, второй год обучения 72 часа в год.
Продолжительность одного занятия: 30 минут с перерывом 10 минут между ними.
Общее количество часов в неделю: 60 минут. Занятия проводятся по подгруппам (6
человек), 2 раза в неделю, во второй половине дня, место проведения: логопедический
кабинет
Форма обучения – очная. По форме организации – интегрированная с
использованием сетевого взаимодействия. Изменения в стране, в связи с возникшей
угрозой нового короновируса, обусловили введение в учебный процесс дистанционного
обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, Ватсап, Скайп, Зум, др.), которые
позволяют детям успешно осваивать программу, не выходя из дома.
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования составлена
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.12 № 273-ФЗ, Федеральной образовательной программой дошкольного образования
от 25.11.2022 г, Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования от 17.10.13 г., СанПиН 1.2.3685-21 от 29.01.2021 г. № 62296.
Программа учитывает преимущества системы обучения чтению Д.Б. Эльконина, а в
частности продолжительный до букварный период работы.
Основная цель дополнительной общеразвивающей программы: Создание
благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как
предпосылки к обучению грамоте
Цель дополнительной общеразвивающей программы реализуется через решение
следующих задач:
– формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке,
предложении.
– развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение,
обобщение, классификация, моделирование), простейших графических умений и навыков,
развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
- обеспечение информационно-консультативной поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития
детей.
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Учебный план
Учебный план по дополнительной общеобразовательной программе по направлению:
«Речевое развитие» составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, а также социального заказа родителей.
Учебный план представляет собой количественное и временное распределение
образовательной деятельности на основе действующего СанПин. Учитывается, что
Программа обеспечивает обучение грамоте детей 5-7 лет.
5

Занятия по дополнительному образованию проводятся в логопедическом кабинете,
оснащённом согласно требованиям СанПин. Занятия проводит учитель-логопед 2 раза в
неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год.
Наименование платной
дополнительной образовательной
услуги
Читаем сами

5-7 лет
в неделю
2

в месяц
8

в год
72

Структура занятия
Основной формой организации образовательного процесса является групповое
занятие. Структура занятий включает три основные части: подготовительную, основную,
заключительную.
Подготовительная часть занятия (5-15% общего времени) – подготовка организма к
предстоящей работе.
Основная часть занятия (70-85% общего времени) - развитие и совершенствование
основных физических качеств; формирование правильной осанки; активизация
творческих способностей; изучение, и совершенствование движений танцев и его
элементов; отработка композиций.
Заключительная часть занятия (3-7% общего времени) – постепенное снижение
нагрузки; рефлексия.
Время
16.0016.07(для
детей 5-6 лет)
16.4016.47(для
детей 6-7 лет)
16.0716.20(для
детей 5-6 лет)
16.4717.05(для
детей 5-7 лет)

16.2016.25(для
детей 5-6 лет)
17.0517.10(для
детей 6-7 лет)
16.25-16.30
(для детей 5-6
лет)

Деятельность
Вводная часть. Создание мотивации, интереса к занятию, организация
детского внимания: чтение стихотворения, наблюдение, словесная
дидактическая игра; и т.д., стимулирующей активность детей к поиску
её решения.
Основная часть. Объяснение материала и показ способа действия или
постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания
для решения проблемного вопроса на основе содержания разных
разделов Программы. Это может быть беседа, рассматривание,
составление рассказа, дидактическая игра, работа с поговорками и т.д.
Практическая работа на закрепление полученной информации, знаний,
умений и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение
рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом,
рисование и т.д.).
Заключительная часть.
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненной работы).
Переключение детей на другой вид деятельности.

Свободная деятельность

Задачи первого года обучения:
1. Образовательные:
6

- сформировать понятия: звук, буква, гласный звук, согласный звук (твёрдый, мягкий,
глухой, звонкий);
- сформировать умение характеризовать звук, с опорой на наглядность;
- способствовать развитию фонематического слуха - учить различать на слух: гласные и
согласные звуки, а также звуки по твёрдости - мягкости;
- познакомить с буквами русского алфавита У, А, О, И, Э, ы, М, В, Н, П, Т, К, С, Х, З, Б, Д,
Г.
- сформировать у детей навык звукобуквенного анализа слогов, с помощью букв
разрезной азбуки;
- способствовать развитию графических навыков с помощью печатания;
- учить делению слов на слоги, проведению анализа односложных и двусложных слов.
- способствовать развитию навыков слитного чтения слогов, слов и простых предложений,
учить понимать прочитанное.
2. Развивающие:
-развивать внимание к звуковой стороне речи, уточнять правильное произношение
звуков.
- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание;
-развивать мыслительные операции – навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
3. Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать черты уважения и самоуважения к своим успехам и успехам своих
товарищей, способствовать развитию адекватной оценки и
самооценки.
Задачи второго года обучения:
1. Образовательные:
- закрепить понятие звук, гласный звук, согласный звук, слог, слово, предложение;
- учить различать на слух гласные и согласные звуки, согласные звуки по твёрдости мягкости, звонкости - глухости;
- сформировать у детей навык звуко-буквенного анализа двусложных слов с открытым и
закрытым слогов, с помощью букв разрезной азбуки, печатания, складывания схемы;
- закрепить умение делить слова на слоги и проводить анализ односложных, двусложных
слов.
- способствовать развитию навыков слитного чтения слов, предложений и простых
текстов, учить понимать прочитанное.
2. Развивающие:
- уточнить правильное произношение звуков русского языка;
- развивать речевое мышление, память, внимание;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать умение различать на слух гласные и согласные звуки.
3. Воспитательные
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать уважение и самоуважение, оценку и самооценку.
Работа ведётся по трём направлениям: «Звук», «Буква», «Говори правильно».
Первоначально ребёнку даётся элементарные представление о назначении речи.
Далее он получает знания о строении языка: знакомится с понятиями «предложение»,
«слово», «звук». Вводится графическое обозначение этих понятий.
По направлению «Звук» решаются следующие задачи:
- Выработка правильных артикуляционных навыков;
- Развитие просодической стороны речи;
- Формирование системы чётко различаемых противопоставленных звуков;
7

Формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового
состава слова;
- Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и
акустической сложностью. Работа начинается с изучения гласных звуков, которые
являются звуковой основой слова. После изучения гласных звуков даётся понятие
«слог». Ребёнок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается
составлению слоговых схем. Позднее ребёнок учится ставить ударение, определять
ударный слог, выделять ударный гласный звук. Далее ребёнок знакомится с
согласными звуками. В ходе занятий детям предлагается ряд упражнений по
формированию фонематического восприятия.
- Обучение звуко-буквенному анализу слов;
- Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами или составляются с
помощью цветных фишек.
По направлению «Буква».
Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения ребёнком
произношения звуков. Обучение ведётся звуковым аналитико- синтетическим методом
с опорой на артикуляцию. С введением буквы выполняется звуко- буквенный анализ
слов (для этого используются кассы букв). На данном направлении решаются
следующие задачи:
- Обучение навыку слитного чтения прямых и обратных слогов, слов;
- Обучение сознательному плавному чтению предложений, небольших текстов;
- Учить отгадывать загадки, ребусы, решать кроссворды;
- Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки.
В разделе «Говори правильно» предлагаются упражнения для развития лексикограмматического строя речи. Работая над лексико-грамматической темой, ребёнок
закрепляет в речи изучаемый звук.
Задачи раздела «Говори правильно»:
- Развивать способность к наблюдению за языком;
- Привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к
составу предложений и связи слов в предложении;
- Воспитывать
навык практического использования лексико-грамматических
категорий;
- На всех этапах обучения предусматривается работа по развитию связной речи
- ребёнка. Основные задачи данного направления:
- Упражнять в составлении предложений различной конструкции, составление
рассказов с изучаемым звуком;
- Составление рассказа с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии
картинок, по опорным словам;
Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях
вводятся различные побудительные ситуации. Это маленький пришелец из космоса
Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы грамоты вместе с детьми.
Большинство занятий подчинены одному сказочному сюжету. Занятия организованы в
форме путешествий, экскурсий, сюжетно-дидактических игр.
-

Основные направления работы
по развитию речи детей дошкольного возраста

Развитие словаря («Говори правильно»)
8

Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом
высказывания, с ситуацией в которой проходит общение
Воспитание звуковой культуры речи («Звук»)
Развитие восприятия звуков родной речи и произношения
Формирование грамматического стоя речи («Говори правильно»)
- Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам).
- Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
- Словообразование
Развитие связной речи
- Диалогическая (разговорная) речь
- Монологическая речь (рассказывание)
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
Различие звука и слова, нахождение места звука в слове.
Чтение открытых, закрытых слогов, слов, предложений, текстов («Буква»)

Модель сотрудничества с родителями (законными представителями)
Формы участия и взаимодействия

Периодичность взаимодействия

Индивидуальное консультирование,
беседы

еженедельно

Методические рекомендации по
закреплению пройденного материала

Еженедельно, согласно годовому
комплексно-тематическому планированию

Выступление на родительских собраниях:
 «Развитие речи детей
в
условиях
семьи и детского сада»
 «Подготовка к обучению грамоте»
Тематические консультации

«Чтобы четко говорить, надо с
пальцами дружить»

«Веселые игры со звуками и
словами»

«Как пополнить словарный запас у
детей»

«Подготовка руки дошкольника к
письму»

«Посмотри и расскажи»

«Играем и развиваем
грамматический строй речи»
Открытые просмотры
1. Тема занятия: «В гостях у Юпика»
(1 год обучения)
2. Тема занятия: «Путешествие в

Согласно плану воспитателей

1 раз в два месяца

январь
май
9

страну знаний» (1 год обучения)
3. Тема занятия: «Путешествие в
страну букв» (2 год обучения)
4. Тема занятия: «Прощай моя первая
книга»(2 год обучения)

1.4.Планируемые
программы

результаты

освоения

декабрь
май

дополнительной

общеразвивающей

Планируемые результаты работы с детьми 5-6 лет
– знает буквы русского алфавита
– пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;
– понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
– определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
– различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные
звуки;
– пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые
согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);
– умеет записывать слова условными обозначениями, буквами;
– соотносит звук и букву;
– пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами
. – определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
– проводит звуковой анализ слов;
– читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
– правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
– составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;
– читает небольшие стихотворные тексты (2–4 строчки).
Планируемые результаты работы с детьми 5-6 лет
– проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
– ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
– понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
– записывает слова, предложения печатными буквами;
– разгадывает ребусы, кроссворды;
– читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный
текст;
– ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
– рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;
– овладевает предпосылками учебной деятельности.

10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Кадровое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
опытный педагог дошкольной организации, имеет диплом о профессиональной
подготовке в сфере «дополнительного образования в области обучения грамоты»
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.
Помещение для занятий: отдельный кабинет.

-

Перечень оборудования в помещении:
столы, стулья по количеству детей;
стенка для игрушек и пособий;
доска магнитно-меловая;
тактильная доска с декор элементами;
демонстрационная касса букв «Алфавит»;
наборное полотно;
набор дидактических игр по грамоте и развитию речи;
демонстрационные слоги, слова для чтения;
наглядные пособия (схемы для звукового анализа, звуковые дорожки,
сигнальчики);
материал для развития мелкой моторики;
материал для развития фонематического слуха;
материал для развития дыхания;
кассы букв (на каждого ребенка);
раздаточный материал для звуко-буквенного анализа слов;
индивидуальные зеркала;
рабочие тетради С.П. Цукановой на каждого ребенка
цветные карандаши по количеству детей
интерактивное пособие «Говорящая ручка»;
-мягкий модульный набор «Русский алфавит»;
игрушки;
-методическая литература

Информационное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
 печатные (учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
 электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедиа мультимедийные ресурсы, сетевые образовательные ресурсы);
 аудиовизуальные (слайды, учебные фильмы на цифровых носителях).
2.2. Формы педагогической диагностики
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе
педагогической диагностики (мониторинга). При реализации программы проводится
индивидуальная оценка развития детей в рамках педагогической диагностики. Такая
оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным
инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости
получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике
такого развития по мере реализации Программы.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться

11

исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой
детей.
Мониторинг проводится один раз в год. Цель мониторинга заключается в том,
чтобы определить степень освоения ребёнком программы дополнительного образования
по направлению «Речевое развитие» организуемого в дошкольном учреждении.
Мониторинг освоения дополнительной образовательной программой проводится
учителем-логопедом, ведущим занятия с дошкольниками. Данная диагностика проводится
в конце учебного года (в мае), по результатам которой оценивается степень овладения
ребёнком программой, планируется дальнейшая работа педагога по корректировке.
Методы проведения мониторинга:
Основной метод мониторинга – тестовые задания в игровой форме, которые
позволяют диагностировать уровень усвоенных знаний при освоении программы.
Проводится индивидуально с каждым ребёнком. После проведения теста, педагог
оценивает правильность выполненных заданий, определяя уровень усвоенных знаний, что
позволяет наметить план дальнейшей работы. Описание тестовых заданий, инструкции к
проведению и оценке в Приложении 1.
2.3. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Совместная деятельность педагога и детей строится:
 на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка;
 на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
 на партнерской форме организации образовательной деятельности
(возможностью свободного размещения, общения детей).
 Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе –
наличие (отсутствие) интереса
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется в процессе
разнообразных форм непрерывной образовательной деятельности (НОД), цель которой –
помочь ребенку открыть новые знания, новый способ деятельности.
При реализации Программы используются следующие формы:
 Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации
программы по обучению грамоте.
 Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком знаний
о языке, знакомстве со звуками, освоение основных лексико-грамматических
категорий.
 Беседы, загадки, рассказывание, разговор.
 Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с
использованием информационно-развлекательного содержания, в которых
предполагается закрепление полученных знаний.
При реализации Программы используются следующие методы:
 методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и
приобретения детьми знаний в речевой деятельности (образовательные ситуации,
игры, викторины и др.);
 методы создания условий, или организации развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод
приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения,
образовательные ситуации);
 методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта
поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа,
обсуждение, рассматривание и обсуждение, и др.);

12







информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация
действий ребёнка с объектом изучения (распознающее
наблюдение,
рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, чтение);
репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и
способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе
образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель);
продуктивный метод – самостоятельное выполнение упражнений на основе
полученных знаний;
метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её
решения;
Методы речевого развития
Наглядные

• Опосредованное
наблюдение
(рассматривание схем,
иллюстраций с
определённым звуком,
рассказывание по
игрушкам и картинам);
• Предметные картинки по
звукам;
• Звуковые дорожки,
сигнальчики







Словесные

• Объяснения, пояснения,
указания.
• Вопросы к детям.
• Словесная инструкция.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ.

Практические

• Дидактические игры.
• Дидактические
упражнения.
• Составление звуковых
схем;
• Работа с кассой букв;
• Развитие графических
навыков;

Средства речевого развития
общение взрослых и детей;
культурная языковая среда, речь воспитателя;
обучение родной речи и языку на занятиях;
художественная литература;
различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Методические материалы
Тема
Развитие словаря

Дидактико-методический
материал

Формы, методы, приемы
обучения

Учебно-методическое
пособие Цукановой С.П.,
Бетц Л.Л. «Учим ребёнка
говорить и читать»- М.
Издательство ГНОМ, 2014,
Конспекты занятий в трёх
периодах обучения.
Альбомы
для

Объяснения, пояснения,
указания.
Вопросы к детям.
Словесная инструкция
Дидактические игры.
Дидактические упражнения

13

индивидуальной работы №1,
№2, №3
Воспитание
культуры речи

звуковой Учебно-методическое
пособие Цукановой С.П.,
Бетц Л.Л. «Учим ребёнка
говорить и читать»- М.
Издательство ГНОМ, 2014,
Конспекты занятий в трёх
периодах обучения.
Альбомы
для
индивидуальной работы №1,
№2, №3

Объяснения, пояснения,
указания.
Вопросы к детям.
Словесная инструкция
Дидактические игры.
Дидактические упражнения
Составление звуковых схем
Работа с кассой букв;
Развитие графических
навыков;

Формирование
грамматического стоя речи

Учебно-методическое
пособие Цукановой С.П.,
Бетц Л.Л. «Учим ребёнка
говорить и читать»- М.
Издательство ГНОМ, 2014,
Конспекты занятий в трёх
периодах обучения.
Альбомы
для
индивидуальной работы №1,
№2, №3

Объяснения, пояснения,
указания.
Вопросы к детям.
Словесная инструкция.
Заучивание наизусть
Работа с кассой букв;
Развитие графических
навыков;

Развитие связной речи

Учебно-методическое
пособие Цукановой С.П.,
Бетц Л.Л. «Учим ребёнка
говорить и читать»- М.
Издательство ГНОМ, 2014,
Конспекты занятий в трёх
периодах обучения.
Альбомы
для
индивидуальной работы №1,
№2, №3

Объяснения, пояснения,
указания.
Вопросы к детям
Дидактические игры.
Дидактические упражнения

Формирование
элементарного осознания
явлений языка и речи

Учебно-методическое
пособие Цукановой С.П.,
Бетц Л.Л. «Учим ребёнка
говорить и читать»- М.
Издательство ГНОМ, 2014,
Конспекты занятий в трёх
периодах обучения.
Альбомы
для
индивидуальной работы №1,
№2, №3

Объяснения, пояснения,
указания.
Вопросы к детям
Дидактические игры.
Дидактические упражнения

Чтение открытых, закрытых Демонстрационные
и Объяснения, пояснения,
слогов, слов, предложений, раздаточные таблицы для указания.
обучения грамоте и развития
14

текстов («Буква»)

техники чтения у старших
дошкольников

Вопросы к детям
Дидактические игры.
Дидактические упражнения

15

3.Список литературы
1. Учебно-методическое пособие Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить
и читать»- М. Издательство ГНОМ, 2014, Конспекты занятий в трёх периодах
обучения.
2. Альбомы для индивидуальной работы №1, №2, №3.
3. Демонстрационные и раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития
техники чтения у старших дошкольников
4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ГНОМ
и Д, 2001.
5. Колесникова Е.В. От Ф до Я. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
6. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. –
М.: ГНОМ и Д, 2001.
7. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. – М.: ГНОМ и Д, 2001.

16

4.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Материалы педагогического мониторинга
Диагностика первый год обучения
Задание № 1.
Направлено на диагностику пространственной ориентировки.
Материал.
Карандаш и листок бумаги.
Инструкция к проведению.
- Покажи верх.
- Покажи низ.
- Возьми карандаш в правую руку.
- Покажи левую руку.
- Положи ручку справа от листа бумаги, затем слева от листа бумаги.
Оценка.
Низкий уровень. 1-2 верных ответа. Дети самостоятельно не определяют верх-низ, левую
и правую сторону. (1 балл)
Средний уровень. 3-4 верных ответа. Дети правильно показывают верх-низ, но путают
левую и правую сторону. (2 балла)
Высокий уровень. 5 верных ответов. Дети хорошо, без ошибок ориентируются в
пространстве. (3 балла)
Задание № 2.
Направлено на диагностику фонематического анализа слова.
Материал.
Диагностическая карта с картинками: окна, утка, аист, кот.
Инструкция к проведению.
- Назови первый звук в словах: окна, утка, аист, кот.
- Назови последний звук.
- Назови гласный звук.
Оценка.
Низкий уровень. Дети самостоятельно не определяют позицию звука в слове. (1 балл)
Средний уровень. Дети самостоятельно определяют первый гласный звук в слове. (2
балла)
Высокий уровень. 2-3 верных ответа. Дети определяют позицию звука в слове (начало,
середина, конец). (3 балла)
Задание № 3.
Направлено на диагностику уровня сформированности фонематических процессов.
Материал.
Картинки: бочка-почка, точка-дочка, коза-коса, мишка-мышка, лук-люк, удочка-уточка.
Инструкция к проведению.
- Повтори слоги: та-та-да, па-ба-па, ка-га-ка, ва-ва-фа, ма-на-ма.
- Покажи, где бочка, а где почка? И т. д.
Оценка.
Низкий уровень. Дети допускают ошибки при повторении 3-х и более оппозиционных
рядов. Неправильно показывают картинки.
Средний уровень. Дети допускают ошибки при повторении 1-2-х оппозиционных рядов.
Могут однократно ошибиться при показе картинки.

17

Высокий уровень. Дети безошибочно справляются с заданиями.
Задание № 4.
Направлено на диагностику знаний букв русского алфавита.
Материал.
Алфавит или картинки с буквами.
Инструкция к проведению.
- Покажи, какие буквы ты знаешь?
- Назови их.
Оценка.
Низкий уровень. Дети не называют буквы.
Средний уровень. Дети называют и показывают от двух до пяти букв.
Высокий уровень. Дети называют пять и более букв.
Задание № 5.
Направлено на выявление умения читать слоги.
Материал.
Кубики Зайцева или карточки со слогами.
Инструкция к проведению.
- Прочитай, что написано на кубике (карточке).
Оценка.
Низкий уровень. Дети не называют буквы и не могут прочитать слог.
Средний уровень. Дети называют буквы в слоге и пытаются их сложить.
Высокий уровень. Дети слитно читают слоги.
Задание № 6.
Направлено на выявление умения читать слова.
Материал.
Карточки со словами.
Инструкция к проведению.
- Прочитай, что написано на карточке.
Оценка.
Низкий уровень. Дети не могут прочитать слово.
Средний уровень. Дети называют буквы в слове, складывают их в слоги, но не называют
слово, которое получилось.
Высокий уровень. Дети читают слова.
Диагностика второй год обучения
Задание № 1.
Направлено на диагностику пространственной ориентировки.
Материал.
Карандаш и листок бумаги.
Инструкция к проведению.
- Покажи верх листа.
- Покажи низлиста.
- Покажи центр листа.
- Положи ручку справа от листа бумаги, затем слева от листа бумаги.
- Обведи клеточку.
Оценка.
Низкий уровень. 1-2 верных ответа. Дети самостоятельно не определяют верх-низ, левую
и правую сторону.

18

Средний уровень. 3-4 верных ответа. Дети правильно показывают верх-низ, но путают
левую и правую сторону.
Высокий уровень. 5 верных ответов. Дети хорошо, без ошибок ориентируются в
пространстве.
Задание № 2.
Направлено на диагностику умения производить звуковой анализ и синтез слов.
Материал.
Цветные квадратики для обозначения звуков.
Инструкция к проведению:
- Составь звуковую схему слова: дом, диван.
- Послушай, я назову звуки, а ты назови, какое слово получилось: рак, стол, мак.
Оценка.
Низкий уровень. Дети самостоятельно не составляют схему слов.
Средний уровень. Дети с помощью взрослого составляют схему.
Высокий уровень. Дети хорошо, без ошибок выполняют задание.
Задание № 3.
Направлено на диагностику уровня сформированности фонематических процессов.
Инструкция к проведению.
- Повтори слоги: та-та-да, па-ба-па, ка-га-ка, ва-ва-фа, ма-на-ма.
Оценка.
Низкий уровень. Дети допускают ошибки при повторении 3-х и более оппозиционных
рядов.
Средний уровень. Дети допускают ошибки при повторении 1-2-х оппозиционных рядов.
Высокий уровень. Дети безошибочно справляются с заданиями.
Задание № 4.
Направлено на диагностику знаний букв русского алфавита.
Материал.
Алфавит или картинки с буквами.
Инструкция к проведению.
- Покажи и назови буквы?
Оценка.
Низкий уровень. Дети не называют буквы.
Средний уровень. Дети называют и показывают буквы, допускается 3-4 ошибки.
Высокий уровень. Дети называют все буквы.
Задание № 5.
Направлено на выявление умения читать слоги.
Материал.
Кубики Зайцева или карточки со слогами.
Инструкция к проведению.
- Прочитай, что написано на кубике (карточке).
Оценка.
Низкий уровень. Дети не называют буквы и не могут прочитать слог.
Средний уровень. Дети называют буквы в слоге и пытаются их сложить.
Высокий уровень. Дети слитно читают слоги.
Задание № 6.
Направлено на выявление умения читать слова и предложения.
Материал.
19

Карточки со словами, предложениями.
Инструкция к проведению.
- Прочитай, что написано на карточке.
Оценка.
Низкий уровень. Дети не могут прочитать слово, предложение.
Средний уровень. Дети называют буквы в слове, складывают их в слоги, но не называют
слово, которое получилось. Не понимают смысл прочитанного.
Высокий уровень. Дети читают слова, предложения.
Задание № 7.
Направлено на выявление умения делить слова на слоги.
Материал.
Карточки с изображениями предметов с разным количеством слогов.
Инструкция к проведению.
- Рассмотри картинки, определи, сколько слогов в каждом слове и соедини картинку с
нужным количеством слогов.
Оценка.
Низкий уровень. Дети не могут разделить слово на слоги.
Средний уровень. Дети делят слова на слоги, но допускают ошибки 3-4 ошибки.
Высокий уровень. Дети делят слова на слоги, допускают 1-2 ошибки.
Задание № 8.
Направлено на выявление умения разгадывать ребусы.
Материал.
Карточки с ребусами.
Инструкция к проведению.
- Рассмотри ребусы, найди спрятанное слово.
Оценка.
Низкий уровень. Дети не могут решить ребус.
Средний уровень. Дети решают ребус с помощью взрослого.
Высокий уровень. Дети самостоятельно решают ребусы.

20

Приложение 2.
Перспективный план образовательной деятельности
Первый год обучения
Месяц

№ занятия

Тема, цели

Сентябрь

1

Сентябрь

2

Сентябрь

3

Знакомство с детьми, понятие о речи.
Цель: Познакомить детей с понятием речи,
функциями речи
Понятие о речи. Функции речи.
Цель: Продолжать знакомить детей с понятием
речи, функциями речи, учить отвечать на вопросы
полными предложениями.
Понятие о предложении. Понятие о слове.
Цель: дать понятие о предложении, его признаках.
Познакомить со схемой предложения, учить
определять количество слов в предложении.

Сентябрь

4

Сентябрь

5

Сентябрь

6

Сентябрь

7

Сентябрь

8

Октябрь

9

Октябрь

10

Слова, называющие предметы.
Цель: Дать понятие о словах, называющие
предметы.
Уточнять
представления
об
одушевлённых и неодушевлённых предметах. Учить
ставить вопросы: «Кто?», «Что?»
Слова, называющие действия.
Цель: Дать понятия о словах, называющие действия.
Уточнить и расширить глагольный словарь.
Слова, называющие признаки предметов.
Цель: Дать понятия о словах, называющие признаки
предметов. Упражнять в согласовании имён
прилагательных с именами существительными.
Понятия о звуке.
Цель: Дать понятие о звуке и звуковой структуре
слова, учить выделять начальный гласный звук и
конечный согласный.
Звук [У]
Цель: Дать понятие о гласном звуке [У], научить
выделять звук из ряда гласных звуков. Учить
образовывать глаголы с приставкой У.
БуквыУ, у
Цель: Познакомить с буквойУ, учить соотносить
звук и букву, познакомить с предлогом У, учить
строить предложение по схеме.
Звук [А]
Цель: Дать понятие о гласном звуке [А], научить
выделять звук из ряда гласных звуков, слогов, из
начала и конца слова в ударной позиции.
21

Октябрь

11

Октябрь

12

Октябрь

13

Октябрь

14

Октябрь

15

Октябрь

16

Ноябрь

17

Ноябрь

18

Ноябрь

19

Ноябрь

20

Ноябрь

21

Ноябрь

22

Звук [А], закрепление
Цель:закрепить артикуляцию звука [А],учить
выделять звук из состава слова. Упражнять в
образовании
формы
множественного
числа
существительных с окончанием А
Буквы А, а
Цель: познакомить с буквой У, учить соотносить
звук и букву.
Звуки [А]- [У], Буквы А-У
Цель: Закрепить звуки [А]- [У], учить выделять эти
звуки из состава слова, обучать звуко-буквенному
анализу слов АУ и УА.
Звук [О]
Цель: дать понятие о гласном звуке [О], научить
выделять звук из ряда гласных звуков, слогов, из
начала и конца слова в ударной позиции.
Буквы О, о
Цель: Познакомить с буквойО, учить соотносить
звук и букву. Упражнять в употреблении предлога
О. Обучать звуко-буквенному анализу.
Звук [И]
Цель: Дать понятие о гласном звуке [И], научить
выделять звук из ряда гласных звуков, слогов, из
начала и конца слова в ударной позиции.
Звук [И], закрепление
Цель: Закрепить артикуляцию звука [И],учить
выделять звук из состава слова. Упражнять в
образовании
формы
притяжательных
прилагательных.
Буквы И, и
Цель: Познакомить с буквойИ, учить соотносить
звук и букву. Обучать интонационному чтению,
упражнять в составлении и чтении предложений по
схеме.
Звук [Э]
Цель: Дать понятие о гласном звуке [Э], научить
выделять звук из состава слова, упражнять в
образовании сложных слов.
Буквы Э , э
Цель: Познакомить с буквойЭ, учить соотносить
звук и букву. Обучать чтению ряда гласных букв.
Звук [ы]
Цель: Дать понятие о гласном звуке [ы], научить
выделять звук из состава слова, упражнять в
образовании существительных множественного
числа.
Буква ы
Цель: Познакомить с буквой ы, учить соотносить
звук и букву. Закрепить произношение звука [ы],
познакомить с его графическим обозначением.
22

Обучать чтению и письму буквенных рядов
Ноябрь

23

Звуки [ы]- [И], Буквы ы-И
Цель: Учить дифференцировать звуки [ы]- [И],
буквы ы-И в слогах и словах, обучать звукобуквенному анализу.

Ноябрь

24

Декабрь

25

Декабрь

26

Декабрь

27

Декабрь

28

Декабрь

29

Декабрь

30

Декабрь

31

Декабрь

32

Гласные звуки и буквы
Цель: Обобщать знания о гласных звуках и буквах,
обучать звуко-буквенному анализу, развитие мелкой
моторики.
Слог
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова,
формировать умение выполнять слоговой анализ.
Слог
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги,
дать понятие о слогообразующей роли гласных
звуков.
Ударение
Цель: Дать понятие о словесном ударении, учить
выделять голосом ударный гласный звук, показать
смыслоразличительную роль ударения.
Ударение
Цель: Показать смыслоразличительную роль
ударения, совершенствовать навык звуко-слогового
анализа слова.
Звук [М]
Цель: Уточнить произношение звука [М], дать
понятие о согласном звуке, обучать выделению
звука из состава слова, познакомить с анализом и
синтезом обратного слова
Звук [М']
Цель: Уточнить произношение звука [М'], дать
понятие о твёрдых и мягких согласных.
Дифференциация звуков [М]-[М']
Цель: Учить дифференцировать звуки по твёрдости
и мягкости, учить выделять звуки из состава слова.
Буквы М, м
Цель: Познакомить с графическим обозначением
звуков [М]-[М'], сформировать умение читать
обратный и прямой слог, обучать звуко-буквенному
анализу.

Январь

33

Январь

34

Открытое занятие: «В гостях у Юпика»
Цель: Закрепить знания детей о пройденных звуках
и буквах, закреплять умения делить слова на слоги,
развивать навык чтения слогов, слов с пройденными
буквами.
Звуки [В]-[В']
Цель: Уточнить артикуляции звуков [В]-[В'], учить
звуки из состава слова, дифференцировать звуки по
23

Январь

35

Январь

36

Январь

37

Январь

38

Январь

39

Январь

40

Февраль

41

Февраль

42

Февраль

43

Февраль

44

Февраль

45

твёрдости, мягкости, обучать анализу и синтезу
прямого слога.
Звуки [В]-[В'], закрепление
Цель: Закрепить знания о звуках [В]-[В'], развивать
фонематический
слух,
формировать
навыки
звукового анализа, обучать образованию слов с
помощью приставок
Буквы В, в
Цель: Познакомить с графическим обозначением
звуков [В]-[В'], обучать чтению слогов, познакомить
с написанием большой буквы в именах людей
Буквы В, в, закрепление
Цель: Закрепить звуки [В]-[В'], формировать навык
письма букв В,в, слогов с ними. Уточнить
употребление предлога В, обучать составлению
схем предложений с предлогом В.
Звуки [Н]-[Н']
Цель: уточнить произношение звуков[Н]-[Н'],учить
выделять звуки из состава слова, дифференцировать
звуки по признаку твёрдости и мягкости.
Звуки [Н]-[Н'], закрепление
Цель:закрепить знания о звуках[Н]-[Н'], развивать
фонематический
слух,
формировать
навыки
звукового анализа, упражнять в подборе словантонимов.
Буквы Н, н
Цель: познакомить с графическим обозначением
звуков [Н]-[Н'], обучать чтению слогов и
двусложных слов, упражнять в подборе антонимов
Буквы Н, н, закрепление
Цель: Закрепить знание о звуках [Н]-[Н'], и буквах
Н,н. Формировать навык письма букв и слогов с
ними; Уточнить употребление предлога НА; обучать
составлению схемы предложения.
Звуки [П]-[П']
Цель: уточнить произношение звуков[п]-[п'],учить
выделять звуки из состава слова, дифференцировать
звуки по признаку твёрдости и мягкости. Упражнять
в анализе и синтезе прямых и обратных слогов.
Звуки [П]-[П'], закрепление
Закрепить знание о звуках [п]-[п'], развивать
фонематический
слух;
формировать
навык
звукового анализа; упражнять в употреблении
несклоняемых существительных.
Буквы П, п
Цель: закрепить звуки [п]-[п']; познакомить с их
графическим
обозначением;
обучать
звукобуквенному анализу, чтению двусложных слов.
Буквы П, п, закрепление
Цель: закрепить звуки [п]-[п'] и буквы П,п;
формировать навык письма букв, слогов с ними и
24

Февраль

46

Февраль

47

Февраль

48

Март

49

Март

50

Март

51

Март

52

Март

53

Март

54

слов типа папа; уточнить употребление предлога по.
Обучать составлению схемы предложений.
Звуки [Т]-[Т']
Цель: уточнить произношение звуков[т]-[т'],учить
выделять звуки из состава слова, дифференцировать
звуки по
твёрдости и мягкости; упражнять в
анализе и синтезе прямых и обратных слогов.
Звуки [Т]-[Т'], закрепление
Цель: закрепить
звуки
[т]-[т'],
учить
дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
познакомить со схемой слова; упражнять в
согласовании существительных с числительным
«пять», в образовании глаголов множественного
числа настоящего времени, в образовании глаголов
с приставкой от-.
Буквы Т, т
Цель: закрепить звуки [т]-[т']; познакомить с их
графическим
обозначением;
обучать
звукобуквенному анализу односложных слов, чтению
закрытых слогов, слов.
Буквы Т, т, закрепление
Цель: закрепить звуки [т]-[т'], буквы Т,т;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ,
формировать навык письма букв, слогов,
односложных слов; обучать чтению текста;
упражнять в словообразовании.
Звуки [К]-[К']
Цель: уточнить произношение звуков [К]-[К'], учить
дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
учить выделять звуки из состава слова.
Звуки [К]-[К'], закрепление
Цель:
закрепить
звуки
[К]-[К'],
учить
дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости,
обучать анализу и синтезу односложных слов,
упражнять в образовании существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Буквы К, к
Цель: закрепить звуки [К]-[К']; познакомить с их
графическим
обозначением,
обучать
звукобуквенному анализу односложных слов, чтению
двусложных слов с закрытыми слогами и стечением
согласных.
Буквы К, к, закрепление
Цель: закрепить звуки [К]-[К'], буквы К,к;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ,
формировать навык письма букв, слогов,
односложных слов; обучать чтению текста.
Звуки [С]-[С']
Цель: уточнить произношение звуков[С]-[С'],учить
выделять звуки из состава слова, дифференцировать
25

Март

55

Март

56

Апрель

57

Апрель

58

Апрель

59

Апрель

60

Апрель

61

Апрель

62

звуки по твёрдости и мягкости; познакомить со
звуковым анализом двусложных слов; упражнять в
согласовании прилагательных и существительных в
роде и числе.
Звуки [С]-[С'], закрепление
Цель:
Закрепить
звуки
[С]-[С'],
учить
дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости,
совершенствовать звуковой анализ; упражнять в
подборе родственных слов, в образовании сложных
слов
Буквы С, с
Цель: закрепить звуки [С]-[С']; познакомить с их
графическим
обозначением,
обучать
звукобуквенному анализу односложных слов, чтению
двусложных слов со стечением согласных.
Буквы С, с, закрепление
Цель: закрепить звуки [С]-[С'], буквы С,с;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ,
формировать навык письма букв С, с, слогов,
двусложных слов; уточнить употребление предлогов
с, со, обучать составлению предложения по схеме.
Звуки [Х]-[Х']
Цель: уточнить произношение звуков[Х]-[Х'],учить
выделять звуки из состава слова, дифференцировать
звуки по твёрдости и мягкости; совершенствовать
звуковой
анализ,
учить
употреблять
существительные в форме предложного падежа.
Звуки [Х]-[Х'], закрепление
Цель:
Закрепить
звуки
[Х]-[Х'],
учить
дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости,
совершенствовать звуковой анализ.
Буквы Х, х
Цель: закрепить звуки [Х]-[Х']; познакомить с их
графическим
обозначением,
обучать
звукобуквенному анализу односложных слов, чтению
двусложных слов со стечением согласных.
Буквы Х, х, закрепление
Цель: закрепить звуки [С]-[С'], буквы С,с;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ,
формировать навык письма букв С, с, слогов,
двусложных слов; уточнить употребление предлогов
с, со, обучать составлению предложения по схеме.
Звуки [К]-[К']- [Х]-[Х']
Цель: Учить дифференцировать звуки [К]-[К']- [Х][Х']в слогах, словах, упражнять в употреблении
существительных в форме родительного падежа
единственного числа с предлогом БЕЗ, образовании
притяжательных прилагательных, согласовании
прилагательного и существительного.
26

Апрель

63

Апрель

64

Май

65

Май

66

Май

67

Май

68

Май

69

Май

70

Май

71

Май

72

Звуки [К]-[К']- [Х]-[Х']. Буквы К-Х
Цель: учить дифференцировать звуки и буквы К- Х
при чтении, на письме.
Звуки [З]-[З']
Цель: уточнить произношение звуков[З]-[З'], учить
детей выделять звуки из состава слова,
дифференцировать звуки по твёрдости, мягкости,
упражнять в звуковом анализе двусложного слова.
Звуки [З]-[З'], закрепление
Цель:
закрепить
звуки
[З]-[З'],
учить
дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости,
совершенствовать звуковой анализ.
Буквы З, з
Цель: закрепить звуки [З]-[З']; познакомить с их
графическим
обозначением,
обучать
звукобуквенному анализу двусложных слов, чтению
двусложных слов со стечением согласных.
Буквы З, з, закрепление
Цель: закрепить звуки [З]-[З'], буквы З,з;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ,
формировать навык письма букв З, з, слогов и слов с
ней; уточнить употребление предлогов за, из-за.
Звуки [С]-[С']- [З]-[З']
Цель: учить дифференцировать звуки [С]-[С']- [З]-[З']в
слогах, словах, совершенствовать звуковой
анализ
Буквы С,с, З,з. Работа с кассой букв.
Цель: учить дифференцировать звуки [С]-[С']- [З][З'] по звонкости-глухости на слух при чтении, на
письме; познакомить с написанием парных
согласных на конце слова.
Звуки [Б]-[Б']
Цель: уточнить произношение звуков[Б]-[Б'], учить
детей выделять звуки из состава слова,
дифференцировать звуки по твёрдости, мягкости,
упражнять в звуковом анализе односложных
четырёхзвучных слов.
Буквы Б,б
Цель: закрепить звуки [Б]-[Б']; познакомить с их
графическим
обозначением,
обучать
звукобуквенному анализу двусложных и трёхсложных
слов, формировать навык чтения двусложных слов.
Открытое занятие: «Путешествие в страну знаний»
Цель: закрепить знания о пройденных буквах и
звуках,
совершенствовать
навык
чтения,
совершенствование звуко-буквенного анализа

27

Второй год обучения

1

Повторение изученных звуков и букв
Цель: активизировать знания о пройденных буквах
и звуках, совершенствовать навык чтения,
совершенствование звуко- буквенного анализа

2

Звуки [П]-[П']- звуки[Б]-[Б'], буквы П-Б
Цель: учить дифференцировать звуки [П]-[П']звуки[Б]-[Б'], по звонкости-глухости на слух, при
чтении, на письме; познакомить с написанием
парных звонких и глухих согласных П-Б на конце
слова.

3

Звуки [Д]-[Д']
Цель: познакомить со звуками[Д]-[Д'], учить
дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости,
обучать звуковому анализу двусложных слов;
упражнять в образовании сложных слов.

4

Звуки [Д]-[Д'], закрепление
Цель:
закрепить
звуки
[Д]-[Д'],
учить
дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости,
обучать
звуковому
анализу
двусложных
пятизвучных слов; упражнять в образовании
сложных слов.

5

Буквы Д, д
Цель: закрепить звуки [Д]-[Д']; познакомить с их
графическим обозначением, формировать умение
читать слоги, слова, текст с буквами Д, д;
совершенствовать звуко-буквенный анализ.

6

Буквы Д, д, закрепление
Цель: закрепить звуки [Д]-[Д']; буквы Д, д;
формировать навык письма букв Д, д, слогов и слов
с ними. Упражнять в подборе родственных слов.

7

Звуки [Т]-[Т']- звуки [Д]-[Д'], буквы Т-Д
Цель: учить дифференцировать звуки [Т]-[Т']- звуки
[Д]-[Д'], по звонкости-глухости на слух, при чтении,
на письме; закрепить написание парных звонких и
глухих согласных Д-Т на конце слова.

8

Звуки [Г]-[Г']
Цель: познакомить со звуками [Г]-[Г'], учить
выделять из состава слова и дифференцировать по
твёрдости-мягкости, упражнять в звуковом анализе
слов; упражнять в подборе слов-антонимов.

9

Звуки [Г]-[Г'], закрепление
Цель: закреплять звуки [Г]-[Г'], учить выделять из
состава слова и дифференцировать по твёрдости-

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

28

мягкости,

10

Буквы Г, г
Цель: закрепить звуки [Г]-[Г']; познакомить с их
графическим
обозначением,
обучать
звукобуквенному анализу трехсложных слов;
формировать умение читать слоги, слова, с буквами
Г, г.

11

Буквы Г, г, закрепление
Цель: закрепить звуки [Г]-[Г']; и буквы Г,г;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ;
формировать навык письма букв Г,г, слогов и слов с
ними; формировать навык чтения текста.

12

Звуки [К]-[К']- звуки [Г]-[Г'], буквы К-Г
Цель: учить дифференцировать звуки [К]-[К']- звуки
[Г]-[Г'], по звонкости-глухости в слогах, словах и
предложениях и буквы К-Г при чтении и на письме;
совершенствовать звуковой анализ.

Октябрь

Октябрь

Октябрь

14

Звуки [Ш]
Цель: уточнить произношение звука [Ш],
развиватьфонематический слух;
упражнять
в
звуковом
анализе, в составлении предложений по схеме.
Звуки [Ш], закрепление
Цель: закрепить звук [Ш], совершенствовать
звуковой анализ, упражнять в образовании
относительных прилагательных, в изменении
существительных и прилагательных по падежам.

15

Буквы Ш,ш
Цель: закрепить звук [Ш], познакомить с его
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе.

16

Буквы Ш,ш, закрепление
Цель: закрепить звук [Ш], буквы Ш,ш.
Совершенствовать
звуко-буквенный
анализ,
формировать навык письма букв Ш,ш, слогов и слов
с ними; познакомить с правилом письма
предложений.

17

Звуки [С]-[Ш], буквы С-Ш
Цель:Учить дифференцировать звуки [С]-[Ш] в
слогах, словах, предложениях и буквы С-Ш при
чтении и на письме.

18

Буквы Я, я в начале слога
Цель: Познакомить с буквами Я,я; обучать чтению
слов с буквами
Я,я в начале слога;
совершенствовать звуко-буквенный анализ.

19

Буквы Я, я в начале слога, закрепление
Цель: закрепить знания о букве Я; совершенствовать

Октябрь
13

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь
Ноябрь

29

20

навык чтения слов и предложений; упражнять в
употреблении притяжательных прилагательных, в
подборе родственных слов.
Буква Я после согласных
Цель: учить детей дифференцировать согласные по
твердости-мягкости; познакомить с обозначением
мягкости согласных буквой Я; научить читать
прямые слоги, ориентируясь на гласные А,Я; учить
дифференцировать гласные А-Я на письме.

21

Звук [Ж]
Цель:
уточнить
произношение
звука
[Ж],
совершенствовать звуковой анализ; упражнять в
образовании существительных уменьшительноласкательного значения.

22

Звуки [Ж], закрепление
Цель: уточнить
произношение
звука
[Ж],
совершенствовать звуковой анализ; отрабатывать
дикцию, развивать логическое мышление.

23

Буквы Ж,ж
Цель: закрепить звук [Ж], познакомить с его
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения.

24

Буквы Ж,ж, закрепление
Цель:
закрепить
звук
[Ж],
буквы
Ж,ж;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ;
формировать навык письма букв, слов, предложений
с буквой Ж.

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Звуки [Ж]-[Ш], буквы Ж-Ш
Цель: учить дифференцировать звуки [Ш]-[Ж] по
звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях
и буквы Ш-Ж при чтении и на письме.
Декабрь

25

26

Звуки [Ж]-[Ш], буквы Ж-Ш, слоги ши-жи
Цель: учить дифференцировать звуки [Ш]-[Ж] по
звонкости-глухости и буквы при чтении и на
письме; познакомить с правописанием ШИ,ЖИ в
словах.

27

Звуки [Ж]-[З], буквы Ж-З
Цель: учить дифференцировать звуки [Ж]-[З] в
слогах, словах, предложениях на слух и в
произношении, и буквы Ж-З при чтении и на
письме.

Декабрь

Декабрь

Декабрь
28

Звук [Л]
Цель: уточнить произношение звука [Л],
упражнять в звуковом анализе двусложных слов со
стечением
согласных.
30

29

Звук [Л']
Цель:
уточнить
произношение
звука
[Л'],
совершенствовать звуковой анализ; упражнять в
употреблении глагола лететь
с разными
приставками.

30

Звуки [Л]-[Л']
Цель: учить дифференцировать звуки [Л]-[Л'] по
твердости-мягкости в слогах и словах на слухи в
произношении; совершенствовать звуковой анализ.

31

Буквы Л,л
Цель: закрепить звуки [Л]-[Л'], познакомить с их
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения.

32

Буквы Л,л, закрепление
Цель: закрепить звуки [Л]-[Л'] и буквы Л,л;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ;
формировать навык письма букв Л,л слогов, слов и
предложений с ними; упражнять в чтении текста.

33

Буквы Е, е в начале слога
Цель: познакомить с буквами Е,е; обучать чтению
слов с буквой Е в начале слова; совершенствовать
звуко-буквенный анализ; формировать навык
письма букв Е,е и слов с ними.

34

Буквы Е, е в начале слога, закрепление
Цель: закреплять знание букв Е,е; упражнять в
согласовании прилагательных с существительными,
в употреблении прилагательных в сравнительной
степени.

35

Буква Е после согласных
Цель: познакомить с обозначением мягкости
согласных буквой Е; научить читать слоги, слова и
предложения с буквой Е

36

Буквы Ё, ё в начале слога
Цель: познакомить с буквами Ё,ё; обучать чтению
слов с буквой Ё в начале слога, упражнять в чтении
текста, совершенствовать звуко-буквенный анализ

37

Буквы Ё, Ё в начале слога, закрепление
Цель: упражнять в чтении текста с буквами Ё,ё;
упражнять в подборе родственных слов.

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Январь

Январь

Буква Ё после согласных
Цель: учить дифференцировать звуки по твердостимягкости; познакомить с обозначением мягкости
согласных буквой Ё; научить читать слоги и слова с
буквой Ё.

Январь
38

31

39

Звуки [Р]-[Р']
Цель: уточнить произношение звуков[Р]-[Р'], учить
дифференцировать звуки по твёрдости- мягкости,
совершенствовать звуковой анализ.

40

Звуки [Р]-[Р'], закрепление
Цель: продолжать учить дифференцировать звуки
[Р]-[Р'] по твёрдости- мягкости, упражнять в
изменении существительных и прилагательных по
падежам; в подборе родственных слов.

41

Буквы Р, р
Цель: закрепить звуки [Р]-[Р'], познакомить с их
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения.

42

Буквы Р, р, закрепление
Цель: закрепить звуки [Р]-[Р'], буквы Р,р;
формировать навык письма слогов и слов с буквами
Р,р; упражнять в согласовании числительных и
существительных

43

Звуки [Р]-[Р']- звуки [Л]-[Л'], буквы Р-Л
Цель: учить дифференцировать звуки [Р]-[Р']- звуки
[Л]-[Л'], на слух и в произношении и буквы Л-Р, при
чтении и на письме.

44

Звуки [Ф]-[Ф']
Цель: уточнить произношение звуков[Ф]-[Ф'], учить
дифференцировать звуки по твёрдости- мягкости,
совершенствовать звуковой анализ, упражнять в
образовании сложных слов.

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

46

Звуки [Ф]-[Ф'], закрепление
Цель: закрепить произношение звуков[Ф]-[Ф'],
учитьдифференцировать звуки по твёрдостимягкости,
совершенствовать звуковой анализ.
Буквы Ф, ф
Цель: закрепить звуки [Ф]-[Ф'], познакомить с их
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения.

47

Буквы Ф, ф, закрепление
Цель: закрепить звуки [Ф]-[Ф'], буквы Ф,ф;
упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать
навык письма и чтения слогов и слов с буквами Ф,ф.

48

Звуки [В]-[В']- звуки [Ф]-[Ф'], буквы В-Ф
Цель: учить дифференцировать звуки по звонкостиглухости, твердости-мягкости в слогах, словах и
предложениях; учить дифференцировать буквы В-Ф
при чтении и на письме.

49

Буква Ю в начале слова
Цель: познакомить детей с буквами Ю,ю; обучать

Февраль
45

Февраль

Февраль

Февраль

Март

32

50

чтению слов с буквой Ю в начале слога; упражнять
в чтении текста и пересказе; формировать навык
письма буквы Ю.
БуквыУ-Ю после согласных
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по
твердости-мягкости; познакомить с обозначением
мягкости согласных гласной буквой Ю; научить
читать слоги и слова с буквой Ю после согласных.

51

Звук [Ц]
Цель:
уточнить
произношение
звука
[Ц];
совершенствовать звуковой анализ, упражнять в
образовании формы родительного падежа
множественного числа существительных.

52

Буквы Ц,ц
Цель: закрепить звук [Ц], познакомить с его
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения.

53

Буквы Ц,ц, закрепление
Цель:
закрепить
звук
[Ц],
буквы
Ц,ц;
совершенствовать
звуко-буквенный
анализ;
формировать навык письма и чтения слогов с
буквой Ц.

54

Звуки [С]-[Ц], буквы С-Ц
Цель: учить дифференцировать звуки [С]-[Ц] в
слогах,
словах
и
предложениях;
учить
дифференцировать буквы С-Ц при чтении и на
письме.

55

Звук [й]
Цель:
уточнить
произношение
звука
[й],
совершенствовать звуковой анализ; упражнять в
образовании формы родительного падежа
множественного числа существительных.

56

Буквы Й,й
Цель: закрепить звук [Й], познакомить с его
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения и
письма.

57

Звуки [Л']-[й]
Цель: учить дифференцировать звуки [Л']-[й] в
слогах, словах и предложениях на слух, в
произношении и на письме; совершенствовать
навык чтения.

58

Звук [Ч]
Цель:
уточнить
произношение
звука
[ч],
совершенствовать звуковой анализ; упражнять в
составлении сложноподчиненных упражнений с
союзом «потому что»

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

33

59

БуквыЧ,ч
Цель: закрепить звук [Ч], познакомить с его
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения,
познакомить с правописанием «ча», «чу».

60

Буквы Ч, ч, закрепление
Цель: закрепить звук [Ч], буквы Ч,ч. Формировать
навык письма букв Ч,ч, слогов, слов и предложений
с буквами Ч,ч; совершенствовать звуко-буквенный
анализ и чтение; закрепить правописание «ча»,
«чу».

61

Звуки [Ч]-[Т']
Цель: учить дифференцировать звуки [Т']-[Ч] в
слогах,
словах
и
предложениях,
учить
дифференцировать буквы Ч-Т при чтении и на
письме; упражнять в составлении предложений по
опорным словам.

62

Звуки [Ч]-[С'], буквы Ч –С
Цель: учить дифференцировать звуки [С']-[Ч] в
слогах,
словах
и
предложениях,
учить
дифференцировать буквы Ч-С при чтении и на
письме; отрабатывать дикцию.

63

Звук [Щ]
Цель:
уточнить
произношение
звука
[ч],
совершенствовать звуковой анализ; упражнять в
образовании существительных с помощью
суффиксов – щик-, -ищ-.

64

Буквы Щ,щ
Цель: закрепить звук [Щ], познакомить с его
графическим обозначением; упражнять в звукобуквенном анализе; формировать навык чтения;
познакомить с правописанием ща, щу.

65

Буквы Щ,щ, закрепление
Цель: закрепить звук [Щ], буквы Щ,щ. Формировать
навык письма букв Щ,щ, слогов, слов и
предложений с буквами Щ,щ; совершенствовать
звуко-буквенный анализ и чтение; закрепить
правописание «ща», «щу».

66

Звуки [Щ]-[Ч], буквы Щ-Ч
Цель: учить дифференцировать звуки [Ч]-[Щ] в
слогах,
словах
и
предложениях,
учить
дифференцировать буквы Ч-Щ при чтении и на
письме; отрабатывать дикцию.

67

Звуки [Щ]-[С'], буквы Щ-С
Цель:учить дифференцировать звуки [С']-[Щ] в
слогах,
словах
и
предложениях,
учить
дифференцировать буквы Щ-С при чтении и на

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Май

Май

34

68

письме; упражнять в изменении глагола настоящего
времени по лицам и числам.
Буква ь на конце слова
Цель: уточнить произношение мягких согласных
звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие
согласные; познакомить с обозначением мягкости
согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на
конце слова и обозначать на письме.

69

Буква ь в середине слова
Цель: упражнять в дифференциации твердых и
мягких
согласных
звуков;
познакомить
с
обозначением мягкости согласных в середине слова
буквой Ь. Учить читать слова с мягким знаком в
середине слова.

70

Разделительный мягкий знак (ь)
Цель: познакомить с ролью мягкого знака как
разделительного;
научить
читать
слова
с
разделительным мягким знаком.

71

Разделительный твёрдый знак (ъ)
Цель: познакомить с ролью разделительного
твердого знака; научить читать слова с
разделительным твердым знаком.

72

«Прощай моя первая книга» итоговое занятие

Май

Май

Май

Май
Май

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».